На главную





Финансовый экстремизм, или Камо грядеши
Открытое письмо Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву



            Уважаемый Дмитрий Анатольевич,
            С интересом прочитала Вашу статью ”Россия, впреред!”, недавно размещенную в Интернете, которая, по высказываниям прессы, является манифестом, носящим программный характер и открыто выражающим Ваши взгляды на перспективы социально-экономического (и политического) развития России в XXI веке. В связи с этим российские граждане могут сделать некоторые умозаключения и выразить свое отношение к тому, что происходит в нашей стране в экономической и политической областях, тем более что Вы призываете к открытой дискуссии.
            Сразу же напомню Вам о том, что декларации о модернизации страны и ее переводе на рельсы инновационного развития в России звучали не один раз, особенно усилившись в период президентства В.Путина. Одним из последних документов такого рода стал т.н. «План Путина», разработанный под эгидой правящей в России партии «Единая Россия», в котором обозначались следующие направления обеспечения экономического инновационного роста: 1) наведение порядка; 2) концентрация ресурсов; 3) развитие страны. В данном плане особый интерес представляет последнее направление, как бы раскрывающее вектор движения нашей страны в XXI веке: создание инновационной экономики, основанной «на современных знаниях, интеллектуальном превосходстве и последних научных достижениях». Лучше и не скажешь! Вопрос только в том, что мешало г-ну Путину , ныне Председателю правительства, вместо досрочной выплаты сомнительных долгов (включая советские) и перевода накопленных резервов в американские ценные бумаги вложить необходимые средства в реальный сектор российской экономики, а именно в производство сложного и точного машиностроения, как раз и являющегося локомотивом инновационного развития. Таким путем после «диких 1990-х годов» можно было, наконец, перейти от «долговой» к «инвестиционной» модели развития страны. Как известно, В.Путин – Председатель правящей партии «Единая Россия», которая, кстати, была среди четырех партий, выдвинувших Вашу, Дмитрий Анатольевич, кандидатуру на пост Президента страны в 2008 г.
            Внимательно изучив основные тезисы Вашей статьи, я с удивлением обнаружила, что призрачные инновационные перспективы, полунамеки и противоречия выступлений В.Путина в бытность его Президентом страны у Вас уже трансформировались в достаточно четкую цель – в кратчайший срок осуществить окончательное закрепление России « в мировом разделении труда, системе международных отношений, в мировой культуре» ! Однако, в каком виде? Вы выделили пять стратегических векторов экономической модернизации страны, первые два из которых фактически сохраняют за Россией статус поставщика энергетики для всего мира, поскольку в перспективе Вы предусматриваете резкое увеличение эффективности производства, транспортировки и использования энергии, а также дальнейшее развитие ядерных технологий (также в области энергетики).
            Как неоднократно отмечалось в нашей прессе, реальные источники сырья и энергоносителей ( до которых можно добраться и которые выгодно разрабатывать экономически) в России уже близки к исчерпанию. Так, по мнению директора Института проблем нефти и газа академика РАН А.Дмитриевского, запасов нефти с низкой себестоимостью добычи уже осталось менее 40 %. При этом объемная Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., давая подробное описание возможностей России в данной области, не содержит никаких реальных механизмов по их реализации. В настоящее время и финансовые дела в нефтегазовой области обстоят не лучшим образом, учитывая огромные долги «Газпрома» и большинства нефтяных компаний. Так, на 1 июля 2009 г. компании в области добычи углеводородов занимали второе (после автомобилестроения) место по уровню просроченной задолженности – 8,2 % от объема полученных кредитов. В то же время в России существует устойчивый миф о том, что добыча углеводородов является главным источником доходов бюджета, что не совсем так. По расчетам аналитиков, «Газпром» субсидирует экономику не более , чем на 6 млрд. долл. в год. В то же время указанная государственная компания пользуется значительными льготами по налогообложению . Кроме того, для целого ряда нефтяных месторождений вообще существует нулевая ставка по НДПИ. При этом общеизвестно, что в разработке многих нефтяных месторождений участвуют иностранные компании, которых, видимо, таким образом правительство привлекает в отрасль . Но нужны ли России такие партнеры?
            ВВажно отметить, что за длительный период с 1999 по 2007 гг. рентабельность производства в области добычи топливно-энергетических ресурсов снизилась с 44,5 до 26-27 % (аналогичная картина наблюдалась и в других отраслях российской экономики). Причин этому в основном две: необходимость перемещения добычи углеводородов в отдаленные и труднодоступные районы и снижение производительности труда в связи с использованием устаревшего оборудования. Таким образом, издержки по добыче нефти и газа и впредь будут только расти, а доходы оставаться неустойчивыми, поскольку всецело зависят от биржевых цен на нефть.
            Третье и четвертое направления Вашей программы, Дмитрий Анатольевич, вообще переводят Россию в разряд транзитных стран (как, например, государства Балтии), хотя в данном случае наша страна и будет оказывать услуги по организации бесперебойной связи и передачи информации на всем огромном евразийском пространстве. Поэтому становится ясно, почему система ГЛОНАСС, имеющая стратегическое для государства значение, фактически попала в руки олигарха В.Евтушенкова через АФК «Система». Как известно, в «Систему» входит и компания «Ситроникс», производящая компьютеры и другую технику, однако, на российском потребительском рынке она практически не известна и убыточна, в связи с чем г-н Евтушенков постоянно просил у государства помощи для организации производства микросхем. В текущем году олигарху удалось добиться создания совместного с «Роснано» СП по производству микрочипов. При этом указанная государственная компания инвестирует в предприятие 230 млн. долл., которое начнет производство в 2011 г.
            Особенно удивляет, однако, пятое направление Вашей программы – «производство отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний». Думаю, уже школьники знают, что создать такое оборудование в течение короткого периода времени невозможно, поскольку для этого требуются не только интеллектуальные ресурсы, но и очень высокий уровень развития материально-технической базы, а именно точного машиностроения (станкостроения, приборостроения, производства точных инструментов). Дело усугубляется тем, что прогрессивные отрасли советского машинострения были успешно разрушены в ходе ельцинской деиндустриализации российской экономики в 1990-х гг. Печальный пример автомобилестроения в данном случае показывает, что даже такая ненаукоемкая отрасль при отсутствии эффективной технико-технологической базы продолжает оставаться неконкурентоспособной, хотя на российском рынке уже давно существует большое предложение иномарок ( как импортируемых, так и производимых внутри страны), что вроде бы должно было подхлестнуть развитие отечественного автопрома. С учетом того что наряду с вливанием государственных средств в ВАЗ осуществляется государственная поддержка продаж и иномарок, произведенных в России, перспективы развития отечественного автомобилестроения становятся еще более призрачными.
            В то же время меня удивляет тот факт, что в Вашей программе фактически за бортом остались четыре национальных проекта – сельское хозяйство, образование, здравоохранение (имеются в виду доступные для населения качественные медицинские услуги), недорогое жилье, на волне которых Вы, собственно, и пришли во власть.
            В Вашей статье Вы пытаетесь докопаться до истинных причин нынешнего отставания России в технико-технологическом отношении от развитых стран. По Вашему мнению, главными врагами инновационного развития России являются «вековая экономическая отсталость», «вековая коррупция» из-за «чрезмерного присутствия государства» в экономике, « широко распространенные в обществе патерналистские настроения». В отношении «вековой экономической отсталости» хотела бы сообщить следующее. Общеизвестно, что СССР с 1920-х до середины 1970-х годов двигался в социально-экономическом и научном направлении вперед семимильными шагами (подробнее см. в моей книге «Россия – Запад: экономический аспект исторической тенденции взаимоотношений», М. 2006 г.), что позволило нашей стране в начале третьей пятилетки почти полностью отказаться от импорта машин и оборудования. При этом за три предвоенные пятилетки (третья не была закончена) в стране было построено более 6000 крупных предприятий. Высокие темпы экономического роста сохранялись в СССР вплоть до середины 1970-х гг. В некоторых отраслях науки и техники Советский Союз опережал даже США. Так что военная техника, которая сейчас так успешно продается за границу, в большинстве своем была задумана и произведена в советские годы, что обеспечивало и продолжает обеспечивать военную безопасность нашей страны.
            Частично Вы это вроде бы признаете, при этом указывая, что «элементы инновационной системы создавались Петром I и большевиками ценой огромных жертв». Да, Петр Великий действительно как-то умудрился создать в рамках феодально-крепостнического общества мануфактурное производство (кстати, важный элемент буржуазного способа производства), а большевики осуществили прорыв практически во всех отраслях науки и техники, включая военное производство и космические ракеты, создав мощный потенциал, на котором продолжают работать российские предприятия и теперь. Что же касается коррупции, то даже в позднесоветское время (не говоря уже о сталинском периоде) современный ее уровень и не снился! То, что показывают по телевидению и пишут в прессе, – лишь верхушка огромного порочного и коррупционного айсберга, охватившего все стороны жизни страны. Так, по данным «Транспэрэнси Интэрнэшнл», по уровню коррупции Россия находится во второй группе (из пяти) вместе с Азербайджаном, Боливией, Камбоджой, Индонезией, Кенией и Монголией.
            Так что «огромные жертвы», с помощью которых Россия вышла на передовые рубежи, хотя бы не были напрасными. В то же время в 1990-е – 2000-е гг. количество погибших в России в межнациональных конфликтах, горячих точках, из-за ненадлежащей медицинской помощи, бесконечных техногенных катастроф, в автомобильных авариях, от хронических болезней, пьянства, наркомании и т.д., и т.п. исчисляется миллионами. А ведь многие эти недуги имеют социальные корни, произрастающие из порочной политико-экономической системы. Отсюда и негативный демографический тренд в условиях постоянного социально-экономического кризиса.
            В своей статье Вы, Дмитрий Анатольевич, почему-то возмущаетесь против какого-то мифического «всесильного учения», видимо, полагая, что экономика может развиваться, не опираясь ни на какие объективные законы, – просто с помощью правовых реформ и бесконечных институциональных преобразований. Однако, как известно, в любой научной области действуют законы, открытые великими учеными – Ломоносовым, Ньютоном, Коперником, Менделеевым и многими другими. Не используя объективные законы, мы до сих пор ездили бы на лошадях, освещали бы помещения лучинами и отапливались бы соломой или дровами. Так что извините, Дмитрий Анатольевич, но К.Маркс был великий ученый-экономист, создавший экономическое учение, которое не могли опровергнуть даже его противники – Бем-Баверк, Лория, Зомбарт и другие, как не могли опровергнуть и открытый им главный закон капиталистического способа производства – закон прибавочной стоимости, благодаря которому буржуазная экономика вообще еще существует. Главным же социально-экономическим законом является закон расширенного общественного воспроизводства, фактически открытый выдающимся французским экономистом Ф.Кенэ (этот закон был поставлен Марксом на стоимостную основу), поскольку он действует в любой общественно-экономической формации. Использование указанного закона путем структурно-системного подхода к оценке ВВП, НД и других социально-экономических показателей позволяет государству сохранять свою независимость и суверенитет, обеспечивать воспроизводство собственного населения. Кстати, игнорирование этого закона и лежит в основе системного кризиса, развивающегося в России с 1990-х годов. В отличие от научного марксистского учения все теории современных буржуазных экономистов ( а учения так никто из них и не создал) позволяют решать лишь чисто практические задачи подхлестывания экономического роста и извлечения максимальных прибылей в межкризисный (и даже в кризисный) период развития капиталистического производства ( неоклассическое направление, кейнсианство, неолиберализм, неоинституционализм в различных формах), поэтому на их основе и невозможно обеспечить поступательное бескризисное развитие современного мирового хозяйства.
            Крайне удивлена тем фактом, что в своей статье Вы. Дмитрий Анатольевич, говорите о «патерналистских настроениях в обществе» как о негативном факторе развития. Но ведь Вы не можете не знать, что в кризисные годы именно государство (государственный спрос и социальное обеспечение) являются гарантом выживания населения страны (как это было, например, в США и западных странах в годы Великой депрессии). В связи с этим важно отметить, что в нашей стране уровень государственной нагрузки на ВВП остается крайне низким, в среднем составляя 15-18 %, в то время как в западных странах он более 40 %, а в восточных государствах превышает и этот показатель, что позволяет им в критический момент «расшивать» узкие места экономики. Естественно, эти вопросы требуют серьезного обсуждения. В то же время Вы говорите о «низком качестве общественных дискуссий и критических выступлений», что меня немного обескураживает. Не секрет, что пробиться в средства массовой информации с альтернативной точкой зрения, особенно по экономическим вопросам, не представляется возможным, что я лично знаю на собственном примере, поскольку все они жестко контролируются Вашей администрацией (The Moscow Times, 25.06.09 г.). Кроме того, по непонятным причинам Вы, Дмитрий Анатольевич, вообще отказались от дискуссии во время предвыборной кампании 2008 г., являясь главным претендентом на пост Президента РФ (ранее от подобных дискуссий отказывался и В.Путин). Обмен мнениями между участниками теледебатов носил довольно вялый характер, иногда оживляясь эмоциональными высказываниями г-на Жириновского. Кандидат Богданов, немного поучаствовав в прениях, впоследствии вообще от них отказался, прислав на телевидение своего представителя. При этом г-н Богданов зачем-то упомянул, что он масон, видимо, полагая, что население от этого придет в бурный восторг.
            Касаясь культурного аспекта жизни населения нашей страны, Вы г-н Медведев говорите об «умственной и душевной лени», что вытекает из Вашего предыдущего положения о нежелании россиян «делать себя» и безынициативности как национальных пороках нашего народа, что меня как гражданина Российской Федерации лично оскорбляет. В течение восьми лет я довольно успешно занималась собственным малым бизнесом , из которого была вынуждена выйти по причине финансового кризиса 1998 г., однако, без долгов и с прибылью(!). О высоких умственных способностях и смекалке русского народа уже известно с незапамятных времен. По моему личному убеждению, человек в течение всей своей жизни должен работать над собой, преимущественно в культурном и нравственном отношении, обеспечивая себя и материально, однако, не аморальными и циничными методами. Поэтому тенденция постоянно приумножать свое имущество и заниматься чистым накоплением по примеру пушкинского скупого рыцаря или тратить свои средства на какие-то прихоти (подчас извращенные) является порочной по своей сути. К тому же такой менталитет глубоко чужд русскому и другим народам, издавна населяющим территорию России.
            Далее Вы говорите о необходимости отказа от «перманентной революции» и необходимости для общества стабильного развития. Но, как известно, это - тезис Л.Троцкого (Бронштейна). Что, у нас в стране так много троцкистов? В связи с этим не могу не сказать о голодоморе, во время которого действительно пострадало много русских, украинцев и других народов СССР. Постоянно говоря на эту тему, политики, однако, почему-то забывают, что главным инициатором резкого увеличения сдачи зерна государству в период засухи был Я. Яковлев (Эпштейн), который с 1929 г. являлся наркомом земледелия СССР и был скрытым троцкистом.
            Однако, вернемся к инновациям. Вы, Дмитрий Анатольевич, говорите о том, что «чем «умнее», интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан». Средством же достичь социально-экономического благополучия Вы считаете прогресс политических систем (разновидность институционализма). Поэтому, видимо, не случайно в нашей стране постоянно происходят «перманентные революции» в политической и судебной системах, однако управленческая культура и коррупция, как уже отмечалось, не улучшают своих показателей. В то же время с целью усовершенствовать систему менеджмента в государстве Президентом страны и его Администрацией ( в которой длительное время работали и Вы) инициируется много законов – закон о местном самоуправлении, реформе ЖКХ, образовании, здравоохранении, пенсионном обеспечении, страховании и многое другое, что, однако, не способствует улучшению качества жизни населения нашей страны. Так, по данным Мирового Банка, по подушевому ВВП Россия находится на 75-м месте в мире (!), позади Мексики. В то же время существует огромный разрыв между уровнем жизни богатых и бедных граждан страны. Так, децильный коэффициент, по официальным данным, в России составляет 16,8. По оценочным данным экспертов, он значительно выше – 22-32. Таким образом, по этому показателю Россия является одним из мировых лидеров (!).
            К сожалению, в рамках данной статьи не представляется возможным подробно остановиться на всех реформах, проведенных в России в течение последнего десятилетия, однако, абсурдность некоторых из них просто бросается в глаза. Как известно, реформа образования (как и многие другие) была задумана еще в недрах администрации Б.Ельцина. Ее быстрому проведению помешал кризис 1998 г. Оправившись от финансовых потрясений, президентская администрация вместе с Министерством образования и науки продолжили работу в данном направлении, венцом чего стало введение ЕГЭ, являющегося точной копией западной системы оценки знаний учащихся средней школы. Видимо, для того чтобы было проще сдавать этот экзамен, органы власти максимально упростили нормы русского языка. В то же время общеизвестно, что в дореволюционный период в России и в советское время образование в нашей стране было одним из лучших в мире по очень простой причине – оно было системным , т.е. основывалось на серьезном научном базисе и давало глубокие знания в отдельных областях науки и техники. Разрушив существовавшие методы, российские чиновники способствовали переходу к фрагментарному обучению учеников каким-то отдельным понятиям, иногда не связанным друг с другом причинно-следственными связями. Поэтому интересно знать, каким образом в нашей стране может появиться интеллектуальный капитал (когда «проедим» советский), возникнут мыслящие, грамотные и хорошо обученные люди (ведь любому таланту нужна огранка и оправа в виде образования) и будет осуществляться научно-технический прогресс, о чем Вы и гКак следует из Вашей статьи, Вы, Дмитрий Анатольевич, надеетесь в данной области на заграницу, поэтому открыто говорите о том, что «наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъема качества жизни. Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии». В связи с этим в очередной раз возникает вопрос: Куда же пропали денежные ресурсы и научные кадры, созданные в стране в период президентства В.Путина? Как известно, на начало 2009 г. зарубежные активы России превышали ее внешние обязательства почти на 250 млрд. долл (!), а за счет госсектора Россия превратилась в нетто-кредитора всего мира. Только в январе-июне 2009 г.(т.е. в кризисный период) объем российских инвестиций составил 43,5 млрд. долл., т.е. больше, чем в Россию. При этом Швейцария получила 43 % российского вывезенного капитала. По мнению аналитиков, это – скорее вывод средств из офшорных зон, которые уже начали контролировать западные страны.
            Далее читаем: « Иностранным компаниям и научным организациям будут предоставляться самые благоприятные условия для строительства в России исследовательских и конструкторских центров. Мы пригласим на работу лучших ученых и инженеров из разных стран мира» и т.д. Однако, общеизвестно, что никто в Россию не поедет, если ему не будут предложены материальные условия лучшие, чем в других странах. Пока такая практика существует, например, в российском футболе, где играет много «варягов», однако, его качество оставляет желать лучшего. Кроме того, использование иностранных специалистов в стратегических областях ставит под угрозу национальную безопасность страны в целом, а в гражданских отраслях промышленности, науки и техники просто может подорвать их стабильное развитие, особенно в период кризисов, поскольку наряду с иностранным капиталом эти «летучие голландцы» могут спокойно переехать в другие страны, фактически остановив развитие целых отраслей.
            Как уже говорилось, сельское хозяйство практически не охвачено Вашей статьей. Однако, о какой стабильности, повышении уровня жизни населения и просто о продовольственной безопасности России можно говорить, если постоянно задерживаются государственные интервенции на рынке зерна, закупочные цены на молоко имеют понижательную тенденцию, инфляция в стране не снижается и, наконец, завоз иностранной продукции имеет чисто политические мотивы, как в случае с Белоруссией (молочная война)?
            Итак, введение «умной» экономики откладывается и, видимо, надолго. Вместо этого российские «умные» олигархи бесконтрольно распоряжаются бюджетными средствами и кредитами. Так, получив немалый куш в виде «субординированных» кредитов, «Альфа-банк» (М.Фридман, П.Авен и другие) начал скупать просроченные долги других банков и предприятий, а затем в судебном порядке их истребовать у должников. Вообще обороты коллекторских фирм, которым со скидками продаются просроченные долги, постоянно растут, поэтому этот бизнес – один из немногих процветающих в России. В то же время, когда О.Дерипаска, А.Мордашов и другие олигархи с большими скидками продают свои зарубежные активы (которые в свое время покупали на заемные деньги) с бонусами, некоторые олигархи, напротив, покупают активы за границей на заемные деньги, наращивая выпуск облигаций в условиях отсутствия дешевых кредитов. Так, с начала года они разместили 21 выпуск еврооблигаций на сумму 10,4 млрд. долл. В настоящее время внешняя корпоративная задолженность в России составляет почти 300 млрд. долл. Настораживает, что такие благополучные в финансовом отношении компании, как «Сургутнефтегаз», большую часть своей прибыли зарабатывают на банковских депозитах, а многие банки и инвесткомпании откровенно выводят государственные деньги (полученные в качестве помощи) в офшорные зоны – «Кит финанс», «Московский капитал», «Российский капитал», «Сибирь Энерджи» и другие. В последнее время появилась новая тенденция в использовании государственных ресурсов – накачка ими банков с целью повышения их капитализации. Так, в сентябре с.г. Президиум Правительства РФ одобрил выделение банковскому сектору дополнительных 5 млрд. долл.
            Таким образом, если в российскую недвижимость уже вкладываются деньги финских пенсионеров, то денежные средства России различного уровня плавно переходят в активы западных банков, предприятий, ценные бумаги западных стран, а также офшорные зоны, где деньги вообще теряют свою «национальную» окраску, проваливаясь в «черные дыры» мировых финансов, не попадая в российский реальный сектор. Из таких «дыр» впоследствии возникают инвестиционные компании с непонятно откуда взявшимся большим объемом наличного капитала. При этом Минфин почему-то отказывается от создания госкорпорации для управления государственными финансами.
            Справедливости ради надо сказать, что такая вольница в российской предпринимательской среде (включая государственные компании) стала возможной только при попустительстве властей всех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной. Постоянно увеличивается поток товаров, капитала, рабочей силы, которые быстро меняют страны и сферы своего приложения. Причины этого довольно четко обозначены в Вашей, Дмитрий Анатольевич, статье: « В будущем Россия будет активным и уважаемым участником всемирного содружества свободных наций … Для этого мы уже сегодня вместе с другими странами добиваемся реформирования наднациональных политических и экономических институтов». Таким образом, всей мировой экономикой будет управлять Мировое правительство (неважно в виде «восьмерки» или «двадцатки»), поэтому России суверенитет уже не будет нужен, как и отпадет надобность в какой-либо системе национальной безопасности (включая военную). Естественно, в таком «содружестве» Россия сохранит за собой низшую ступень МРТ как производитель сырья и энергоресурсов (пусть даже и ядерных), слегка разбавленных транзитными услугами. Видимо, не случайно ФТC уже предлагает разрешить транзит через Россию ряда наркотических и психотропных средств.
            С целью окончательного размывания политической власти в стране и снятия какой-либо ответственности за развивающиеся экономические тенденции Вы, Дмитрий Анатольевич, предлагаете провести в России еще большую политическую модернизацию, в ходе которой в стране увеличится количество партий и общественных организаций, которые будут периодически сменять друг друга у власти, по своей идеологии практически не отличаясь друг от друга. Будут и дальше развиваться различные демократические институты, судебная система, поскольку преступность в стране из-за постоянного экономического кризиса будет только увеличиваться. В то же время в экономической области мы будем продолжать работать по «долговой» модели, тем более что г-н Кудрин обещал уже с 2010 г. начать новые крупные государственные заимствования за рубежом. Интересно, из каких средств мы будем их отдавать при постоянном снижении производственных инвестиций, падении эффективности производства и сокращении налогооблагаемой базы. Как известно, в ходе нынешнего кризиса в России уже в I квартале 2009 г. ВВП страны оказался почти на 10 % ниже, чем за аналогичный период 2008 г., промышленное производство сократилось на 15 %, а в обрабатывающих отраслях – более чем на 20 %, безработица выросла с 7,1 до 9,5 %, что серьезно подрывает возможности возрождения производственной сферы, обрекая российскую промышленность на длительную стагнацию с самыми негативными последствиями для выполнения социальных программ и национальных проектов.
            Принимая во внимание вышесказанное, еще в 2008 г. эксперты давали неутешительные прогнозы относительно тенденции движения основных экономических показателей России. По разным оценкам, к 2018 году или к 2040 году Россия истратит все свои резервы (я думаю, это случится значительно раньше) и будет вынуждена постоянно занимать за рубежом деньги для покрытия своих бюджетных расходов (соответственно бюджет будет сокращаться, как шагреневая кожа) , в связи с чем долговые обязательства страны вырастут к 2040 г. до 36 % ВВП. Чтобы этого избежать, эксперты Мирового банка, в частности, предлагают российскому правительству увеличить налогооблагаемую базу и сократить бюджетные расходы, что в рамках проводимой ныне либеральной денежно-кредитной политики не представляется возможным. Как уже отмечалось, российский частный капитал упорно не желает вкладываться в отрасли реальной экономики ( для модернизации устаревшей инфраструктуры стране необходимы 2 трлн. долл.), а снижение бюджетных расходов на помощь реальному сектору (чего упорно добивается г-н Кудрин) закономерно приведет к еще большему сокращению ее объема и уменьшению налогооблагаемой базы, постоянным техногенным катастрофам, что будет усугубляться дальнейшим ростом теневой экономики и выводом средств в офшоры. Спад, а затем и полный коллапс производства, в свою очередь, повлечет за собой разгул инфляции, массовую безработицу и социальную напряженность. Россия станет вечным должником и в конце концов банкротом, начнется распад великой страны. За долги будут проданы не только стратегические компании, но и территория страны при полном параличе многопартийной власти! Утрата всех видов национальной безопасности приведет к постепенному переходу отдельных частей России под юрисдикцию иностранных государств. При этом отдельные олигархи, накопившие денежные средства, какое-то время смогут безбедно существовать, пока глобальная валютно-финансовая реформа не лишит их остатков имущества и накоплений. Так что получается, как в казино, - сначала дадут немного выиграть, а затем все отберут и отправят домой на такси, только вот дома-то уже не будет!
            Как гражданин Российской Федерации и патриот своей страны я не желаю ей такой печальной участи, поэтому предлагаю ввести в России режим чрезвычайной ситуации, для чего необходимо отменить мораторий на смертную казнь и ограниченно использовать меры мобилизационной экономики ( думаю, что нескончаемая череда техногенных катастроф должна убедить многих в необходимости этого шага – в противном случае дождемся нового Чернобыля), которые будут выражаться в следующем:
            1. В кратчайший срок вывести из западных банков , других финансовых структур, офшорных зон замороженные там средства и ввести мораторий на какие-либо заимствования за рубежом, как государственные, так и корпоративные; ввезти запрет на вывоз капитала за пределы России с требованием обязательной реинвестиции полученных прибылей исключительно в реальную экономику страны (прежде всего в наукоемкие отрасли); закрыть российские фондовые биржи, поскольку они не в состоянии выполнить свои функции по обеспечению притока прямых долгосрочных инвестиций в страну (а других нам не надо); резко ограничить доступ иностранных банков и страховых компаний в российскую финансовую систему; вместо того чтобы обеспечивать банки ликвидностью и дополнительным капиталом заставить их самим решать свои собственные проблемы (в т.ч. и с плохими кредитами), слабые банки должны либо обанкротиться, либо влиться в более крупные; одновременно ввести жесткий контроль за экспортно-импортными операциями банков, за сделками с валютой и другими ценностями;
            2. Ввести мораторий на повышение цен на жилищный фонд, потребительские товары и услуги ЖКХ; перейти от системы индексации минимальной зарплаты (с 01.01.09 г. – 4330 руб.) к установлению реального социального минимума, позволяющего нормально содержать семью, включая детей, такую же практику использовать и в отношении пенсий; с целью предотвращения массовой безработицы сохранять предприятия в моногородах и преимущественно использовать российских рабочих, зарплата которых должна обеспечивать расширенное воспроизводство их семей; не на словах, а на деле способствовать упрощению процедуры создания малых предприятий, одновременно сокращая чиновничий аппарат и посреднические звенья в системе торговли, промышленности и сельского хозяйства, при регистрации компаний отдавая предпочтение тем из них, которые занимаются производством наукоемких и социально значимых товаров и услуг; обеспечить реальную поддержку малому бизнесу в указанных областях; инвестирование средств в реальную экономику осуществлять напрямую через Казначейство и государственные банки страны, при этом правительству и Государственной Думе постоянно контролировать целевое расходование средств, что позволит хотя бы частично снизить коррупцию в стране;
            3. Реформировать бюджетную и налоговую системы таким образом, чтобы кардинально изменить принцип формирования доходной и расходной частей бюджета, увеличив уровень государственной нагрузки на ВВП страны и не допуская ни дефицита, ни профицита бюджета, поскольку все деньги должны работать на социально-экономическое развитие страны (включая и создание необходимых фондов); налоги должны иметь прежде всего стимулирующую функцию (ЕСН, НДС, налог на прибыль и другие), поэтому льготы должны избирательно предоставляться наукоемким и социально ориентированным отраслям. При этом подоходный налог, как и социальный (при его разделении – пенсионные отчисления), должен быть прогрессивным, а налог на дивиденды равным подоходному налогу; с целью постепенного отхода от сырьевой составляющей бюджетных доходов необходимо сверстывать бюджет без учета поступлений от продажи углеводородов (как это было в 2006-07 гг.), что позволит реальнее оценить эффективность производства в обрабатывающих отраслях и их потребность в замене основных фондов;
            4. Борьба с коррупционной составляющей экономики должна вестись не на словах, а на деле – иначе Россия никогда не выйдет из «мертвой петли» системного кризиса; думаю, что адекватные меры вполне могут совместно разработать Президент страны, правительство, Государственная Дума, Совет Федерации и некоторые неконституционные органы, призванные обеспечивать безопасность страны (к сожалению, в настоящее время число коррупционных признаков по непонятным причинам снизилось с 17 до 12);
            5. Только создав условия для работы денежных ресурсов на внутреннем рынке, можно провести денежную реформу, необходимость в которой уже давно назрела, в связи с чем ЦБ должен постепенно ревальвировать рубль (пока до докризисного уровня), что позволит увеличить покупательную способность населения страны, удешевить импорт (особенно наукоемкой техники и технологий), активизировать спрос на наличные рубли и в условиях ограничения вывоза капитала за границу начать, наконец, инвестировать денежные средства во внутреннюю экономику страны; в условиях обеспечения рублевой наличности товарными запасами и при наличии в стране золотых резервов рубль имеет все шансы стать мировой резервной валютой ; соответственно внешние долги страны будут обесцениваться, а внутренние, напротив, расти в цене, что в условиях пятилетнего моратория на требования по выплате внутренних долгов позволит банкам, сохранившим свои позиции на рынке, не понести убытки в данной области; одновременно ЦБ должен постепенно снижать ставку рефинансирования (сейчас она в России 11,5 %, а в США 0,25 %), что, со своей стороны, будет способствовать повышению деловой активности в стране; вместе с укреплением рубля должна увеличиваться и монетизация российской экономики (которая раз в десять меньше, чем в Китае); с тем чтобы вновь выпускаемые деньги не свели на нет эффект от ревальвации рубля, государственные субсидии обрабатывающей промышленности должны направляться предприятиям напрямую (через Казначейство и некоторые государственные банки) под строгим контролем правительства и Государственной Думы - в этом случае деньги не будут уходить в спекулятивные операции и банки будут вынуждены зарабатывать не на продаже плохих кредитов, а на кредитовании реального сектора, тем более токсичные активы не должны выводиться в отдельный сегмент финансового рынка, а должны списываться со всеми негативными последствиями для банков, которые не желают создавать резервы под плохие кредиты (по оценкам аналитиков, в ближайшие полгода банки таким образом спишут 12,5 – 24 % выданных кредитов); в этих условиях резко сократится разрыв между фиктивной и реальной экономикой, финансовый кризис прекратится и финансовый сектор будет лишь дополнять экономический, одновременно будет приостановлен «перманентный» социально-экономический кризис в стране, для полной ликвидации которого необходимо будет провести структурные реформы, вложив в активизацию инновационной деятельности в 2010-2012 гг. 176 млрд. руб. (по оценкам Минэкономразвития).
            Только в условиях новой финансовой политики и борьбы с коррупцией мы, Дмитрий Анатольевич, не станем «тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию» и заставим отечественный капитал работать на внутренний рынок.
            В данной статье использовались данные газет «Коммерсант», «Ведомости», «The Moscow Times» и журнала «Экономист».
           

Суматохина А.А., к.э.н.
           

25.09.2009 г.

Яндекс.Метрика